В России удет укрупнение бизнеса. Компания СОК - владелица, в частности, гиганта "Ижевский машиностроительный завод", а вкупе с ним завода "Ижевские мотоциклы", и с недавних пор - это новость! - еще и завода "Молот", что в Вятских Полянах. Мало того, следует ожидать, что укрупнение комплекса продолжится.
Гендиректор "Ижевского машзавода" В. Гродецкий направил письмо руководителям "Молота" и Ковровского мотозавода: предлагает им (не свалитесь со стула!) на своем производстве выпускать модели "Планета", "Юпитер", "Юнкер" и "Корнет". Сборку вести на "Молоте", в Коврове производить то, что сочтет для себя интересным сам ЗиД (машины в целом или отдельные узлы). На "Ижевских мотоциклах" останется только производство двигателей для этих моделей.
|
"Перенос производства, - говорится в письме В. Гродецкого, - означает и финансирование развития мотохолдинга, так как выпуск мотоциклов подкреплен заключенными контрактами на ближайшие два года". Что в "переводе" означает: мы и деньгами поможем, вы же сохраните рабочие места, а через два года, если контракты даже не возобновим (хотя вряд ли), что-нибудь вместе придумаем. Мысль следует трактовать как гарантию того, что ижевчане, случись что, не бросят: перенос производства не означает прекращения развития мотоциклетной "темы", а также позволит освоить выпуск автокомпонентов…
Упоминание об "автокомпонентах" - ход сильнейший! Если и возникнет затык с мотоциклами, заказы на изготовление узлов к автомобилям не дадут помереть с голоду. Ижевский автозавод, как известно, раскручивает производство вазовской "классики", плюс на конвейере идут местные "Оды", а спрос на те и другие велик. Так что надежные смежники нужны. Мотозаводы же не из тех, что валяются на дороге. Вот и выходит, что идея с мотохолдингом еще и с "автостраховкой".
Встретились с исполнительным директором "Ижевских мотоциклов" господином Евдокимовым. Александр Иванович дал расклад.
В минувшем году завод произвел и продал около 17 000 "Ижей". На российском рынке - что-то около 7000. Это объективный показатель спроса на ижевскую продукцию в целом, внутри страны, а также уровня покупательской способности россиян. А вот данные от маркетологов: в наступившем году 50-кубовых "Корнетов" удастся продать три тысячи. Слезы! Читатель помнит, мощности предприятия рассчитаны на выпуск 350 000 мотоциклов. Гуляет завод "под парами"…
Может, подождать год-другой - и возможности соотечественников покупать возрастут?.. Ничего подобного, те же маркетологи дали прогноз: достаточная платежеспособность населения наступит не раньше 2010 года. Для ижевчан столько ждать - смерти подобно. Вместе с тем, передай сегодня производство тех же обеспеченных спросом 17-18 тысяч мотоциклов в Вятские Поляны, - ему хватило бы за глаза, чтобы подняться.
У ЗиДа в отношении мотообъединения не все так просто - у него свои модели, свои коммерческие планы, свой главный партнер, с которым он "связан пуповиной" - оборонное производство. Своя гордость, наконец!.. Но если окажется, что предложение из Ижевска сулит выгоды, то почему - нет?
Спрашиваю Александра Евдокимова: а какие выгоды в этой компании получат "Ижевские мотоциклы"?
На освободившихся площадях удастся обновить технологии с разумеющейся заменой оборудования и организовать сборку техники из покупных комплектующих, главным образом, китайских. Собственно, их уже отобрали - наиболее пригодные по конструктивным достоинствам, качеству изготовления и цене. Какие мотоциклы предполагается собирать? Ответ ошарашил: малокубатурные! Многолетние в нашей стране монополисты в производстве 350-кубовых мотоциклов "без боя" отдают нишу?!
- Что делать, - отвечает Евдокимов, - если 600-700-долларовые "Ижи" покупателю не по карману. -
А сколько будут стоить ваши "полтинники"?
- Речь идет не только о них, но и, предположим, 80-кубовых… Ставим задачу, чтобы цена в рознице не превышала 400 долларов, лучше - триста с небольшим. Из-за того и обратились к китайским комплектующим: при многих их достоинствах (в Китае далеко не все гонят второй сорт) они самые дешевые. Выбор же - богатейший! С ним сможем без разорительных затрат на переоснащение собирать много и схожих, и совсем не похожих друг на друга моделей. Но не дешевку: создаем недорогие, но, подчеркну, отвечающие европейским требованиям аппараты… Сможем собирать и "нестандартную" продукцию, скажем, литровые и полуторалитровые круизеры - по индивидуальным заказам. Варианты уже разработали. Машины не будут похожи обликом ни на "японцев", ни на "американцев" - чисто русские мотоциклы. По заказу одного известного в стране байкера первый уже в работе. Сделаем - читатели "Мото" обо всем узнают.
- Почему отказываетесь от "Корнетов"?
- Поняли, что мокики "не без греха", в том числе по дизайну. То, что собираемся производить, - лучше. -
Нет ли у вас опасений, что пока развернетесь, рынок займут импортеры, те же китайцы?
- Извините, что отвечу вопросом на вопрос: почему же они до сих пор его не заняли?..
Потому что какими бы дешевыми не были их "полтинники" в производстве, после растаможки их розничная цена станет неподъемной для большинства российских покупателей. Таможенные "редуты" все-таки дают эффект. И потом, у импортеров худшие, чем у нас, возможности обеспечить рынок запчастями, еще сложнее организовать техсервис. Мы же сумели сохранить свою сеть дистрибьюторов, их понадобится только переориентировать на помощь и нашим партнерам по мотохолдингу.
- Создание холдинга пока остается планом, - заключил Александр Иванович, - хотя прогресс есть: от разговоров перешли к переговорам. Естественная вещь, каждый из мотозаводов взвешивает свои выгоды. Но если объединимся, все получат общее преимущество, значение которого нельзя переоценить - мощную возможность контролировать ситуацию на российском рынке.
Интервью журнала "Мото"
|
|