Широко отмечая 35-летие знаменитого «козлика» УАЗ-469, незамеченной осталась одна скромная дата – 45-летие со дня рождения «уазовской» чайки. Хотя, по словам автора этого товарного знака, это вовсе не чайка…
|
В 1956 году на ульяновский автозавод приехал выпускник Московского автомеханического института Альберт Рахманов.
Темой его диплома было проектирование автобуса особо малой вместимости. - В те годы не было никаких печатных материалов не только по этой тематике, но и по дизайну автомобиля вообще. И здесь, на УАЗе, я впервые увидел то, над чем работал, в виде готовой машины, - вспоминает один из старейших инженеров-конструкторов, приложивший свой карандаш, знания и душу в создание всех моделей автомобилей производства УАЗ Альберт Михайлович Рахманов. - Я попал в конструкторское бюро, мне поручили деталировку, мелкие узлы. Главными тогда были сроки. Мы все делали быстро, но, к сожалению, с ошибками. Так, дверь у автомобиля открывалась против движения. А водитель и пассажир оказались совершенно зажаты двигателем. Мы пытались уйти в высоту, а главный конструктор кричал на нас: «Опять задрали машину!». Много было споров из-за стекла. Военные требовали плоских стекол. Еле уговорили их на цилиндрические. Опускные стекла появились, лишь когда сделали нормальные двери…
Лось, маяк и другие профили
Надо сказать, что Рахманов хорошо рисовал, но когда на конкурс Совнархоза была отправлена его работа по товарному знаку УАЗ, многие на заводе удивились. Ведь этим проектом занималась специальная рабочая группа. Из-под грифеля художника Петра Куликова, который тогда работал на заводе в конструкторском бюро кузовов, получился первый знак - в виде круга с «крылышками». Середина была из оргстекла с буквами УАЗ, крашеными в красный, синий и золотистый цвета. Тот вариант оказался трудоемким, затратным и был отклонен. К работе подключился Анатолий Ковалев, художник по художественной обработке металла, выпускник Мухинского училища. Много было сделано всяких эскизов: от головы лося, символизирующего высокую проходимость, до маяка и профиля Ильича, без которого в те годы не происходило ни одно большое свершение.
Чайка оказалась… ласточкой
- В своих эскизах я отталкивался от «трех китов»: от стилизованной буквы «У», которая была на «буханке» в исполнении художника Арямова, трехлучевой звезды «Мерседеса» и отображения V-образного двигателя, который в то время широко применялся. Осталось только из этих вещей придумать свое, - вспоминает Альберт Михайлович. - На конкурс товарных знаков, объявленный Совнархозом, был представлен мой вариант птички, вписанной в круг. Многие называют ее «чайкой», хотя я зову ее «ласточкой». Ведь у чайки должен быть излом крыльев, такой эскиз появился значительно позже и мне он нравится больше. А тогда, в 1962 году штампованный знак с подробным описанием был признан победителем и с тех пор считается официальным знаком УАЗ. А вот как авторская разработка мой знак запатентован не был, поэтому на вопрос: «Являетесь ли вы автором знаменитой «чайки», отвечаю уклончиво: «И да, и нет…»
Что общего между «УАЗ» и «Опель»
В 1981 году на завод пришло письмо из Мюнхена, в котором фирма «Опель» предъявила «УАЗу» претензии о том, что ульяновская «чайка» похожа на немецкую эмблему, вследствие чего ее невозможно использовать на территории тех государств и стран, где зарегистрирована эмблема «Опеля». Признавая тот факт, что немецкий концерн не может предъявить каких-либо экономических санкций, в то же время предлагал изменить товарный знак «УАЗа». Причина была неожиданной - при авариях, когда знак деформируется, два опелевских луча, могут сойтись в «ульяновскую птичку», а проезжающие мимо зеваки могут подумать, что в аварии пострадал немецкий автомобиль. Ульяновские конструкторы ответили, что «много есть различий у УАЗ» и «Опеля». Хотя спецписьмом их заставили заниматься разработкой других вариантов знака. Так появилась настоящая чайка с изогнутыми крыльями, вписанная уже не в круг, а в пятиугольник – как символ того, что Волга впадает в пять морей.
|
|