На Запорожском автомобильном заводе заканчиваются подготовительные работы по полномасштабному производству Opel Astra. Предварительная партия украинских Astra уже сошла с конвейера.
Сейчас идут финальные наладочные работы и обучение персонала. Серийное производство Opel Astra начнется в январе 2004 года.
Однако проследить весь технологический процесс производства журналисты смогли уже сейчас. Во время нашего визита на ЗАЗ, все участки, задействованные в производстве Astra, функционировали.
Итак, как же делают украинскую Opel Astra?..
|
Прежде всего отметим, что Opel Astra – это первая за всю историю иномарка, производство которой освоили в Украине. Да, да , именно так. До сих пор в Украине только собирали иномарки и российские ВАЗы, УАЗы, ГАЗы из привозных комплектующих (технология SKD). Astra – первый автомобиль западной разработки, который был освоен в Украине.
Проект по полномасштабному производству Opel Astra обсуждался еще в 1998 году, когда на ЗАЗ пришел инвестор в лице Daewoo Motor. Но результаты продаж в 1998-99 годах не позволили тогда приблизиться к его реализации.
В 2003 году переговоры с GM были более успешными, да и активность собственников ЗАЗа была значительно выше. В итоге, проект по подготовке производства Opel Astra стал реализовываться ошеломляющими темпами. Так, весной 2003 года велись только подготовительные работы в помещениях. В сентябре уже во всю шел монтаж сварочного оборудования, наладка окрасочного комплекса под Astra, монтаж сборочного конвейера.
В декабре 2003 года на ЗАЗе уже сварили первые кузова Opel Astra и сейчас «Идет работа над ошибками». То есть проверяется качество сварки, геометрия и множество других параметров.
Таким образом, можно констатировать, что «Закон о стимулировании автопроизводства» сыграл свою роль: он привлек в Украину инвестора и он позволил ЗАЗу освоить полномасштабное производство современного автомобиля собственными силами. Заметим, что в этот день на ЗАЗе мы увидели и полномасштабное производство ВАЗ-21093, которое также освоено в 2003 году.
В окрасочном комплексе также уже есть готовые окрашенные кузова. Качество окраски полностью устроило контролеров из GM, более того, гарантия на кузов украинских Astra будет такая же, как и на Astra немецкого производства.
Сборочный конвейер Opel Astra уже смонтирован и там во всю идут работы по отладке технологии. По конвейеру уже «прогоняли» Opel Astra и первые по-настоящему украинские Astra уже ездят.
Проект Opel Astra
Проект полномасштабного производства Opel Astra в Запорожье рассчитан на выпуск 20 тыс. автомобилей в год. Этот объем соответствует перспективной емкости украинского рынка, и под него выбиралась конфигурация оборудования. В первую очередь, это очертания «сварки». Участок по сварке кузовов Astra на ЗАЗе точно такой же, как и на других заводах GM с таким объемом выпуска.
Инвестиции ЗАЗа в проект Opel Astra составили около 200 млн. грн. Подчеркнем, что это деньги, инвестированые из прибыли предприятия, в рамках Закона «О стимулировании автопроизводтсва».
Как делают украинскую Opel Astra
Полномасштабное производство Astra стартует на участке сварки, где из кузовных деталей, поставляемых GM, ведется сварка кузова. Вначале свариваются четыре элемента (моторный отсек, салон, багажник, крыша), к которым далее «навешиваются» остальные детали. Главное «действо» сварки происходит на кондукторе, где формируется вся геометрия будущего кузова.
После сварочного участка кузов попадает в малярный цех. Здесь его ожидает фосфатирование, катафорез, грунтовка, и окраска эмалью и покрытие лаком. Главную операцию – финальную окраску выполняет на роботизированном окрасочном комплексе, который действует строго по заданной программе.
После сушки кузов опускается в сборочный цех, где ведется уже собственно сборка автомобиля от поста к посту.
Инфраструктура
Разумеется, под проект Opel Astra в Запорожье создали всю надлежащую инфраструктуру. Так, сейчас ведется строительство транспортного терминала, который будет обрабатывать возросший грузопоток комплектующих. Проведены беспрецендентные работы по подготовке персонала. Так, практически все работники, задействованные в производстве Opel, прошли стажировку на европейских заводах компании.
Отдельного упоминания заслуживает контроль качества. На линии Opel – это важнейший элемент. Качество контролируют на каждом промежуточном участке, за это здесь отвечают и строго следят. Систему контроля качества инспектировали представители GM и, по словам заводчан, остались спокойны за качество автомобилей с маркой Opel.
Разумеется, в освоении производства Opel Astra есть и множество проблем, но на ЗАЗе уверены, что к январю их полностью решат. Кроме той партии автомобилей, которую смогли видеть журналисты будут еще первая и вторая пилотные партии, которые подвергнутся жесткому контролю по всем параметрам, и только затем – серийное производство.
Предварительный итог
Итак, в Украине освоили выпуск первой иномарки. Ею стала Opel Astra. Украинская составляющая стоимости Opel Astra, произведенной в Запорожье превышает 50%.
Что это значит для автомобильной Украины? Во-первых, мы получили технологию производства современного автомобиля. Во-вторых, его будут делать наши рабочие. В-третьих, его будут делать на нашем заводе.
Для автопроизводства – это огромный шаг вперед. Украине удалось получить технологию и право производить современный автомобиль. Все, что до этого производилось в Украине, разработано было еще в СССР и десятилетия назад, а Opel Astra – это продукт середины 90-х годов.
Сам факт производства автомобиля такого уровня потянет за собой очень многие сферы: производство комплектующих, логистику, образование, и…отношение к качеству. Опыт GM и система контроля сделают свое дело.
А проверить это мы сможем уже в январе 2004 года, когда Opel Astra поступит в дилерскую сеть.
Советуем почитать:
Как делают двигатели МеМЗ. Репортаж с завода
Моторесурс двигателя МеМЗ – 300 тыс. км. Проблем с холостым ходом на Daewoo Sens больше нет
Как делают Opel Astra на ЗАЗе
Как делают Daewoo Sens
Как делают Таврии и Славуты
Инф. "AUTO-Consulting"
Благодарим за содействие "Клуб Автомобильных журналистов"
|
|